- Мой профиль
- Гости
- Опубликовать
19:06 Зарядное устройство на базе регулятора мощности PR1500i | |
Это зарядное устройство для автомобильной батареи аккумуляторов разработано с целью создать работоспособный прибор с минимальными материальными и трудовыми затратами. Стимулом к реализации идеи послужило появление в продаже фазового регулятора мощности PR 1500I [1, 2], а за прототип было взято зарядное устройство Н. Таланова и В. Фомина [3]. Большим плюсом предлагаемого устройства, наряду с его простотой, оказалась некритичность к выбору сетевого трансформатора — его вторичная обмотка может иметь напряжение от 12 до 25 В. Разумеется, она должна выдерживать требуемую токовую нагрузку. Еще на стадии проектирования предполагалось, что симистор регулятора мощности PR 1500i открывается на одинаковых углах при смене полярности напряжения сети, что сводит к минимуму постоянную составляющую на первичной обмотке трансформатора. Последующая эксплуатация пяти экземпляров зарядного устройства с разными трансформаторами в разных температурных условиях доказала правильность и надежность этого решения. Регулятор модификации PR1500I, имеющий гальванически изолированный теплоотводящий фланец, использован для обеспечения более удобной компоновки. Цоколевка этого регулятора указана в [2]. Все устройство размещено в корпусе от вышедшего из употребления компьютерного блока питания, у которого были оставлены сетевые разъемы и выключатель. Схема зарядного устройства изображена на рис. 1. [img] http://shemotehnik.ru/uploads/posts/2009-08/thumbs/1251197607_ris1.gif[/img] Вариант включения регулятора мощности PR 1500i соответствует заводским рекомендациям по конструированию устройств с индуктивными нагрузками. Это важно — при отсутствии цепи C1R2 зарядное устройство не работает. При изготовлении прибора я применил объемный монтаж. Выпрямительный мост VD1 привинчен к корпусу устройства, а регулятор DA1 закреплен на теплоотводе, прикрепленном к трансформатору с помощью металлического угольника. Резистор R1 необходимо изолировать от корпуса и снабдить пластмассовой ручкой, так как он находится под напряжением сети. Мост VD1 должен быть рассчитан на ток нагрузки 10 А или больше. В монтаже наиболее удобен мост с изолированным корпусом и отверстием для крепления. Вид на монтаж устройства представлен на рис. 2. Амперметр РА1 — любой, постоянного тока, со шкалой на 8...25 А. В описываемом зарядном устройстве был установлен амперметр, изготовленный из китайского мультиметра YX-1000A [4]. Предохранитель FU2 предназначен для защиты диодного моста VD1 от неправильного подключения батареи аккумуляторов в обратной полярности и случайных замыканий выходной цепи. Внешний вид одного из вариантов зарядного устройства показан на рис. 3. Полнокомплектное зарядное устройство обычно снабжают и вольтметром. Вольтметр PV1 подойдет любой малогабаритный со шкалой на 15 В. Налаживания устройство не требует и начинает работать сразу. Следует помнить, что включать зарядное устройство в сеть следует только после того, как переменный резистор R1 будет установлен в положение, соответствующее минимальному зарядному току. К плюсам описанного устройства можно отнести его простоту и доступность для изготовления даже малоопытным радиолюбителям, гальваническую изоляцию нагрузки от сети, отсутствие необходимости в налаживании, нетребовательность к выбору трансформатора. Минусы — отсутствие стабилизации зарядного тока, из-за чего приходится его корректировать в процессе зарядки, и повышенная шумность трансформатора. ЛИТЕРАТУРА 1. Фазовые регуляторы мощности. 2. Долгий А. Регуляторы мощности PR1500, PRISOOi, PR1500g, PRP-500. -Радио, 2004, № 11, с. 47, 48. 3. Таланов Н., Фомин В. Зарядное устройство для стартерных батарей аккумуляторов. — Радио, 1994, № 7, с. 28, 29. 4. Измерительная головка из китайского мультиметра. Радио №3, 2009 С. МУРАЛЕВ, г. Димитровград Ульяновской обл. | |
|
Всего комментариев: 0 | |