- Мой профиль
- Гости
- Опубликовать
10:31 Автоматическое включение габаритных огней в автомобиле | |
Согласно Правилам дорожного движения, с наступлением сумерек водитель должен включать габаритные огни автомобиля. Вроде бы, просто, но зачем отвлекаться во время движения, если эту работу можно поручить автоматике. Предлагаемая схема отслеживает уровень освещенности и при достижении заданного порога включает "габариты". Датчиками освещенности служат фоторезисторы RF1 и RF2 (два, соединенные параллельно для улучшения чувствительности), включенные в базу транзисторного ключа VT1. Чувствительность узла регулируется переменным резистором R5. При увеличении его сопротивления чувствительность уменьшается. Когда внешняя освещенность достаточна (на улице светло), сопротивление фоторезистора мало (несколько килоом), и транзистор VT1 закрыт, микросхема DD1 обесточена. При наступлении темноты сопротивление RF1 увеличивается, и в определенный момент транзистор VT1 открывается. На микросхему DD1 поступает питание, запускается генератор импульсов на элементе DD1.1 (DD1.2 — буфер), управляющий транзисторным ключом VT2. Ключ коммутирует лампы "габаритов" (на схеме показана одна — HL1). За счет изменения скважности импульсов генератора регулируется яркость свечения ламп. Скважность импульсов устанавливается переменным резистором R1 (желательно применить СПОИ) и изменяется так, что подводимая к нагрузке мощность варьируется в пределах от 5 до 95%. В устройстве применена микросхема К1564ТЛ2, каждый элемент которой представляет собой инвертор с триггером Шмитта на входе. Микросхема содержит четыре однотипных элемента. Передаточная характеристика триггера Шмитта имеет два отличающихся порога (срабатывания и отпускания), т.е. обладает гистерезисом. Напряжение гистерезиса Ur для данной микросхемы пропорционально напряжению питания. Так, при Un=12 В, Ur=2,4 В. Колебания напряжений, входящие в этот предел, триггер Шмитта игнорирует. Поэтому микросхема К1564ТЛ2 удобна для построения помехоустойчивых генераторов и формирователей импульсов различного назначения. Мощный составной транзистор КТ829А можно заменить на КТ829(Б...Г). КТ827(А...В), КТ834(А...В), КТ894А9. КТ897А, КТ897Б, КТ898А, КТ898Б. Транзистор VT1 можно заменить на КТ603, КТ608, КТ601, КТ605, КТ815 с любым буквенным индексом. Фоторезисторы RF1 и RF2 — СФЗ-2. Вместо них можно применить любые фоторезисторы из серии СФЗ-х. ФР764, ФР765. Все постоянные резисторы — МЛТ-0,25. Конденсатор С1 — КМ-6. Диоды VD1, VD2 можно заменить на КД521Б. Транзистор VT2 следует установить на теплоотвод с охлаждающей площадью не менее 60 см2. В процессе работы транзистор обычно нагревается до температуры 40...50°С. Элементы монтируются на макетной плате, выводы соединяются перемычками из провода МГТФ-0,8 мм. Готовое устройство помещается в подходящую коробочку (мыльницу), которая крепится под приборной панелью и соединяется с бортовой сетью автомобиля (12 В) через любой компактный разъем, например, РП10-5. Ручки регулировки переменных резисторов должны быть доступны для корректировки чувствительности и изменения яркости ламп в случае необходимости. Данное устройство можно применять и для плавной регулировки освещенности салона автомобиля или для регулировки яркости подсветки приборной панели. | |
|
Всего комментариев: 0 | |